Главная » Советы » Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

Буквально через байпас в системе отопления современного дома монтируют все ее ключевые элементы Элемент (лат. elementum — первичная материя, стихия) — составляющая часть чего-либо (особенно — простая, не состоящая, в свою очередь, из других частей). Это простое инженерное решение упрощает обслуживание и ремонт подключаемого к магистрали оборудования. А еще повышает эффективность и экономичность обогрева, что совсем хорошо, не правда ли?

Хотите добавить в систему отопления байпас, но не знаете как это правильно сделать? Мы поможем вам совладать с задачей – в статье рассмотрено предназначение этого элемента отопительной системы и ключевые моменты его спец монтажа.

Наглядные фото и доступные рекомендации помогут справиться с самостоятельной установкой байпаса даже новенькому. В дополнение подобраны видоролики, демонстрирующие пошаговый процесс сборки обводного участка.

Что представляет собою байпас?

Байпас, или байпасный обвод – это трубопровод, который служит для организации протока теплоносителя в обход определенного участка отопительной магистрали, либо параллельно ему.

Почаще всего на этом участке установлено какое-либо оборудование. Один конец обводной трубы подключают к подводящему патрубку, 2-ой – к отводящему.

Между байпасом и входным отверстием огибаемого прибора устанавливают запорную арматуру. Она разрешает полностью перенаправить поток воды коммуна во Франции, находится в регионе Шампань — Арденны по альтернативному пути, либо регулировать количество поступающей к устройству воды.

Для возможности полного отключения оборудования устанавливают кран и на отводящем патрубке – между выходным отверстием прибора и байпасом.

Разновидности байпасов системы отопления

Запорная арматура устанавливается не только лишь на входном и выходном патрубке, но и на самом байпасе.

В зависимости от вида используемого устройства Рукотворный объект (прибор, механизм, конструкция, установка, аппарат, машина) со сложной внутренней структурой, созданный для выполнения определённых функций, обычно в области техники различают три вида обходных труб:

  • нерегулируемые;
  • с ручным управлением;
  • автоматические.

Абсолютно каждый из видов имеет свои особенности конструкции и применения.

Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

В простейшем виде конструкция байпаса представляет собою патрубок с подсоединенными с двух сторон тройниками. Применяют такое устройство при подключении радиаторов по однотрубной вертикальной схеме разводки

Вид #1 — нерегулируемый обводной патрубок

Неуправляемый байпас в системе отопления представляет собою обычную обходную трубу без какого-либо дополнительного оборудования.

Просвет трубы постоянно открыт и движение воды по нему происходит в неуправляемом режиме. Основное применение такие байпасы находят при подключении радиаторов.

При проектировании системы отопления следует считать, что жидкость пройдет по пути с наименьшим гидравлическим сопротивлением.

Поэтому диаметр проходного сечения нерегулируемого байпаса, установленного вертикально, должен быть меньше, чем поперечник проходного сечения основной магистрали. Иначе под действием силы тяжести движущийся в системе теплоноситель уйдет в расположенный ближе байпас.

Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

Поперечник байпаса вертикальной разводки должен быть на размер меньше диаметра основной магистрали. Если поперечники сделать одинаковыми, то основная часть теплоносителя будет циркулировать по обходному пути, не доходя до радиатора

В горизонтальной разводке отопления действуют остальные законы. Горячая среда стремится подняться вверх, так как имеет меньший удельный вес.

Поэтому байпас нижней разводки обычно делают равным основной магистрали, а отходящий к радиатору патрубок – меньше.

Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

Уменьшенный поперечник входной трубы радиатора увеличивает напор и способствует более равномерному распределению теплоносителя по контуру теплоотдающего прибора устройство, предназначенное для облегчения труда человека

Вид #2 — управляемый вручную байпас

Обходной патрубок с установленным шаровым краном именуется ручным байпасом. Кран такого типа является наиболее подходящим для обходного пути, так как в открытом состоянии не уменьшает внутренний просвет трубопровода.

Следовательно, он не создает дополнительное гидравлическое сопротивление движению ранее Движенье воды.

Применение запорного устройства позволяет регулировать количество жидкости, проходящей через обвод. Если кран закрыть полностью, то весь поток пойдет по основному пути.

Следует считать, что если рабочие элементы шаровых кранов Грузоподъёмный кран — машина, предназначенная для подъёма и перемещения в пространстве груза, трала имеют свойство прикипать друг к другу, если уст-во не используется. Поэтому такой кран следует периодически поворачивать, даже если в этом нет необходимости.

Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

Устанавливать байпас с краном можно только лишь в индивидуальную систему отопления частного дома. Использовать запорное устройство на обводной перемычке в многоквартирных домах запрещено, так как можно по неосторожности перекрыть подачу теплоносителя другим потребителям

Сфера применения регулируемых вручную байпасов в системе отопления – подключение радиаторов однотрубной магистрали и обвязка гидравлических насосов.

Вид #3 — самодействующий вариант байпаса

Автоматический байпас устанавливается в обвязке насоса гравитационной системы отопления. Теплоноситель в таковой магистрали может циркулировать по контуру без перекачивающего агрегата.

Электрический нагнетатель устанавливается в систему для роста скорости движения жидкости, что способствует меньшим теплопотерям, равномерному прогреву помещений, увеличению КПД системы.

Перенаправление потока воды в насосной обвязке с автоматическим байпасом происходит без участия человека. При работе насоса теплоноситель идет буквально через агрегат или аггрегат (лат. aggregatus — соединённый, собранный) — нечто составное, совокупность элементов, образующих систему или её часть, а байпас перекрывается.

Если же насос останавливается, вследствие поломки или отключения электроэнергии, то теплоноситель идет буквально через байпас. Обездвиженная крыльчатка агрегата ограничивает или полностью перекрывает поток.

Автоматические байпасы бывают 2-ух видов:

  • клапанный;
  • инжекционный.

В первом случае в обходной патрубок монтируют обратный шаровой клапан, который конечно создает наименьшее гидравлическое сопротивление и практически не препятствует прямому движению жидкости в самотечном режиме.

При включении насоса скорость потока возрастает. Теплоноситель из выходной трубы поступает в магистраль и расходится в обоих направлениях.

Дальше по контуру он движется свободно, а при перемещении в обратную сторону натыкается на обратный клапан.

Поскольку гидравлическое давление со стороны выходного патрубка выше, чем со стороны входного – шарик плотно прижимается к седлу клапана и полностью перекрывает просвет трубопровода.

Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

При включенном насосе гидравлическое давление, создаваемое агрегатом, поджимает шарик клапана и перекрывает прямую линию. При выключении насоса давление в гравитационной системе открывает клапан устройство, предназначенное для открытия, закрытия или регулирования потока чего-либо, при наступлении определённых условий (повышении давления в сосуде, изменении направления тока среды в трубопроводе), и вода идет по байпасу

Недочетом клапанного байпаса является его чувствительность к чистоте воды. Попадание загрязнений – хлопьев накипи, ржавчины, окалины – приводит к его выходу из строя.

Инжекционный байпас работает по принципу гидроэлеватора. В основную магистраль грандиозного диаметра вваривается насосный узел, устроенный на трубопроводе меньшего диаметра. При этом входной и выходной патрубки имеют продолжение снутри трубопровода магистрали.

При включении насоса часть потока поступает в диффузор входного патрубка, проходит буквально через агрегат и ускоряется.

Выходной Выходной — не рабочий день, свободное время патрубок имеет небольшое сужение и представляет собой сопло, буквально через которое жидкость под давлением выбрасывается в основную магистраль с большой скоростью.

Позади среза выходного патрубка (по ходу движения теплоносителя в магистрали) создается область разряжения. За счет этого затягивается жидкость из байпаса. Вылетающая под напором струя увлекает за собою окружающую среду, передавая ей кинетическую энергию.

Таким образом весь поток с ускорением устремляется далее по магистрали. Такое направленное движение жидкости исключает возникновение обратного потока.

Если насос не работает, то теплоноситель невозмутимо проходит через байпас в режиме естественной циркуляции.

Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

Импульс движению теплоносителя магистрали с инжекционным байпасом дает энергия струи воды. Такое уст-во не боится небольшого загрязнения теплоносителя, поскольку не имеет приборов с точно подогнанными деталями (шарик-седло)[/caption]

Предназначение обводного трубопровода

Основное назначение байпасного участка слово, имеющее несколько значений – сохранение циркуляции в магистрали отопления в случае поломки присоединенного агрегата или отключения электричества.

Любой прибор, присоединенный через байпас, можно отсоединить от гидравлической магистрали простым перекрытием двух кранов – на входе и выходе. После этого весь поток теплоносителя пойдет по обходной трубе.

Прибор, отключенный от магистрали основной маршрут, главное направление на транспорте: Магистраль (магистральная улица) — широкая и прямая городская улица, дорога для скоростного движения автомобильного транспорта (см. автомагистраль); на железнодорожном транспорте — основное направление движения грузовых и пассажирских поездов дальнего, местного и пригородного сообщений с интенсивным движением; на трубопроводном транспорте — основное направление перекачки жидкостей и газов (например: магистральный газопровод, теплотрасса), невозмутимо ремонтируют или выполняют плановое обслуживание. Можно полностью отсоединить его и заменить новым. При этом не пригодится останавливать работу системы и сливать весь теплоноситель.

В системе личного отопления байпас применяют в следующих случаях:

  1. Врезка радиаторов в однотрубную магистраль;
  2. Обвязка [link_webnavoz]циркуляционного насоса гидравлическая машина, преобразующая механическую энергию приводного двигателя или мускульную энергию (в ручных насосах) в энергию потока жидкости, служащую для перемещения и создания напора жидкостей всех видов, механической смеси жидкости с твёрдыми и коллоидными веществами или сжиженных газов;
  3. Подключение распределительного коллектора при устройстве водяных теплых полов;
  4. Организация малого контура циркуляции при использовании твердотопливного котла.

В зависимости от места внедрения, байпасное подключение имеет свои особенности.

Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

Традиционная обвязка циркуляционного насоса, где байпас является частью основной магистрали. В него монтируют запорную арматуру, чтобы пустить весь поток теплоносителя буквально через перекачивающий агрегат и исключить рециркуляцию

Ситуация #1 — для радиатора отопления

Подключение радиаторов буквально через байпас проводят только в однотрубной системе.

Для двухтрубной системы и коллекторной разводки врезка обводных патрубков не имеет смысла. Батареи отопления в них подключены параллельно и к каждой поступает вода схожей температуры непосредственно из подающей магистрали.

Выход из строя одного из отопительных контуров, при наличии отсекающих кранов, не оказывает влияние на работоспособность остальной системы.

В однотрубной системе, вследствие последовательного подключения теплоотдающих элементов, происходит остывание воды по мере прохождения контура. Чем выше теплоотдача батареи, тем более холодной будет жидкость вещество, находящееся в жидком агрегатном состоянии, занимающем промежуточное положение между твёрдым и газообразным состояниями на выходе.

Если в однотрубной разводке не предусмотрены байпасы, то 1-ый радиатор заберет максимальное количество тепла и будет чересчур горячим, а через последний пойдет немного теплая вода.

Соединение подачи и обратки перемычкой возле каждой батареи разделяет поток на две части. Одна идет к радиатору и дает тепловую энергию.

Вторая, сохраняя температуру, течет по обводу и соединяется на выходе с потоком из батареи отопления искусственный обогрев помещений с целью возмещения в них теплопотерь и поддержания на заданном уровне температуры, отвечающей условиям теплового комфорта и/или требованиям технологического процесса. Таким образом удается донести достаточное кол-во тепловой энергии даже до последних в цепи радиаторов.

Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

Назначение байпаса в разводке однотрубного отопления, кроме возможности ремонта радиатора устройство для рассеивания тепла в воздухе (излучением и конвекцией), воздушный теплообменник, – сохранять часть тепловой энергии в основном потоке Поток — постоянное перемещение масс жидкости или газа в определённом направлении для более равномерного ее рассредотачивания между ближними и дальними отопительными приборами

Ситуация #2 — при подключении насоса

Подключать циркуляционный насос буквально через байпас имеет смысл только в системе, приспособленной под самотечное движение воды.

Должен быть устроен разгонный коллектор, соблюдены нужные уклоны и достаточные диаметры труб. Циркуляционный насос в такой магистрали устанавливается для повышения ее эффективности.

Если же система отопления вначале задумана, как принудительная, то при отключении электричества или поломке насоса она не сможет функционировать в любом случае.

Теплоноситель не будет циркулировать без перегоняющего агрегата. Потому в такой магистрали насос устанавливают без байпаса – на прямой линии.

Особенностью подключения насоса буквально через обвод является возможность появления противотока в байпасе и возникновения замкнутого контура в общем случае, замкнутая линия, очертание некоторой геометрической фигуры, предмета; силуэт циркуляции по кругу байпас-насос.

Потому в обходном патрубке должна быть вмонтирована запорная арматура – шаровой кран или обратный клапан.

При работающем насосе такое оборудование полностью перекрывает просвет байпасной трубы (клапан – механически, кран – вручную). Если насос останавливается, то байпас открывается и происходит конвекционное движение теплоносителя.

Исключение составляет инжекционный байпас, конструкция и принцип действия которого исключает оборотное движение жидкости.

Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

Байпасное подключение гидравлического насоса можно выполнить самостоятельно, либо приобрести готовый насосный узел. Вид разводки выбирается в зависимости от наличия незанятого места

Ситуация #3 — при монтаже водяных теплых полов

Обводная линия при подключении теплых полов является частью смесительного узла. Потому она используется постоянно, и без нее напольный обогрев не будет нормально функционировать.

Вода в подающей магистрали может достигать 80 °C, а в контуре теплого пола – она не должна превосходить 45 °C. Для подготовки теплоносителя используется смесительный узел с трехходовым клапаном, который пропускает лишь нужное количество горячей воды.

Остальной поток идет по байпасу, смешивается с выходящей из коллектора охлажденной водой и идет дальше по магистрали к котлу.

Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

Трехходовой клапан, установленный перед входом в коллектор, пропускает ровно столько теплоносителя, сколько нужно для нагрева воды в теплых полах до комфортной температуры. Избыток горячей жидкости уходит назад в магистраль по обводу

Ситуация #4 — в магистрали с твердотопливным котлом

С помощью байпаса в обвязке твердотопливного котла сформировывают малый контур циркуляции теплоносителя. Обвод подключают к подающему трубопроводу с максимально нагретым теплоносителем с одной стороны, и к установленному на обратке трехходовому клапану с другой.

Клапан смешивает охлажденную воду, идущую от теплоотдающих контуров, с теплым теплоносителем жидкое или газообразное вещество, применяемое для передачи тепловой энергии из байпаса. К котлу пропускается жидкость, температура которой не ниже 50 °C.

Такая обвязка нужна при использовании твердотопливного котла, так как при поступлении холодной воды в котел на стальных стенках топки появляется конденсат. Это приводит к возникновению коррозии и быстрому выходу нагревательного агрегата из строя.

Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

Для функционирования твердотопливного котла сформировывают малый круг циркуляции. Байпас в этом случае играет ключевую роль

Через байпасный обводной участок в смесительный клапан поступает теплая вода для нагрева поступающей из системы жидкости до температуры, исключающей образование конденсата и коррозии на стенах котла

Ситуация #5 — при монтаже обводных труб

Установка байпаса разных типов в систему отопления имеет собственные особенности.

При подключении радиаторов:

 

  • Диаметр обводной трубы выбирается на размер меньше основного трубопровода;
  • Перемычку следует устанавливать как можно ближе к радиатору;
  • Запрещено ставить кран на байпас в многоквартирных домах.

 

Спец монтаж байпаса радиатора можно проводить как при устройстве новой системы отопления, так и при модернизации уже существующей. Для этого подготавливаются патрубки соответственных диаметров, два тройника и запорная арматура.

На входном патрубке устанавливают один из вариантов устройств:

 

  • шаровой кран, который не конечно создает сопротивления и позволяет пропускать весь проходящий поток;
  • вентиль – для ручной регулировки объема теплоносителя;
  • сочетание шарового крана и автоматического терморегулятора – кол-во воды, проходящей к радиатору, регулируется без участия человека.

 

На выходной патрубок небольшой отрезок трубы, присоединённый (вальцованный, приклёпанный, приваренный) к резервуару и др. конструкциям, служащий для подключения к ним трубопроводов и арматуры в целях отвода по нему газа, пара или жидкости устанавливают шаровой или запорный кран.

Элементы соединяют меж собой на сварку или резьбу. В любом случае следует обеспечить полную герметичность стыков, после сборки провести испытание и исключить протечки.

Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

Радиатор прогревается более продуктивно при следующем сочетании: диаметр отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через центр окружности, а также длина этого отрезка патрубков у радиатора на размер меньше основной линии, а поперечник байпаса на размер меньше патрубков. Сужение подводящих участков повышает гидравлическое давление и содействует более полному прогреву теплоотдающего прибора

При подключении насоса байпас чаще всего является частью основной спец линии. Поскольку он обеспечивает течение теплоносителя в режиме естественной циркуляции, то ни в коем случае нельзя сузивать его внутренний диаметр.

Насос устанавливается на обходной трубе, диаметр которой может быть меньше или равным поперечнику основной магистрали. Тонкости правильной установки циркуляционного насоса рассмотрены в другой нашей статье.

Для установки проще приобрести готовый насосный узел нужного размера и конфигурации. Это обеспечит правильное положение всех элементов и надежность соединений.

Однако и самостоятельное создание развязки перекачивающего агрегата не представляет сложности, если соблюдать некоторые правила.

Насос следует сориентировать таким образом, чтобы ось крыльчатки размещалась горизонтально, а крышка клеммной коробки смотреть вверх.

Так обеспечивают свободный доступ к клеммам, к которым подключают питание, и исключают попадание воды на них, если возникнут протечки.

В байпасный участок монтируют качественный обратный клапан или шаровой кран, чтобы обеспечить полное прохождение потока буквально через насос и исключить возникновение обратного движения жидкости по обводу.

Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

При устройстве насосной развязки своими руками принципиально правильно расположить элементы. Для этого удобно использовать накидные гайки – американки. Такие фитинги обеспечивают герметичное долговременное соединение элементов, легкую разборку и сборку

Выводы и полезное видео по теме

Ошибки в спец монтаже байпаса радиатора, которые приводят к плохому прогреву теплоотдающего элемента:

Почему нельзя устанавливать запорный кран на байпасе радиатора в многоквартирном доме:

Как собрать обводную трубу с насосом таким образом, чтобы было комфортно разбирать уже установленное и подключенное изделие и проводить плановое обслуживание элементов и ремонт:

Несложное инженерное решение – байпас – разрешает сделать систему множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство отопления наиболее эффективной и добиться комфортного теплового режима во всех помещениях.

Поломка отдельных частей магистрали или отключение электричества не доставит больших проблем. Теплоноситель будет циркулировать по магистрали и в доме будет тепло.

Вы занялись самостоятельным спец монтажом байпаса резервный путь, запасной маршрут для непременного обеспечения функционирования системы при наступлении нештатного (аварийного) состояния или иных целей и хотите кое-что выяснить? Можно задать свои вопросы в комментариях к этой статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *